Решение задачи из книги Голдрата "The Haystack Syndrome"
(перевел на русский и редактировал Лейбович Георгий Александрович)


 Как и при формулировке условия, решение "экстрагировано" из текста, поэтому прямое цитирование, обычно это обсуждение промежуточных результатов, выделено курсивом. Все данные взяты из условия задачи. Все выделения в тексте шрифтом, подчёркиванием или интенсивностью - мои.

Терминология и перевод:

Throughput (Т) - перевёл как Добавленная стоимость. Авторы определяют, как разность денег, полученных при продаже конечного продукта, и денег, затраченных на покупку сырого материала. При этом термин относится, как правило, к компании в целом, а не к отдельным продуктам, хотя по каким-то причинам, возможно для большей образности, авторы иногда отступают от этого правила.
Operating expenses (ОЕ) - Оперативные расходы. Включают все затраты, связанные с превращением сырых материалов в конечный продукт, в том числе и зарплату.
Net profit (NP) - Чистая прибыль. Разность между Т и ОЕ.
Constraint - так как нет устоявшегося перевода, перевожу как "узкое место" или "критический ресурс", что соответствует ситуации. Слово многозначное, думаю, что по контексту можно его переводить и как "слабое звено", и как "критическое звено". Будущему переводчику придётся попотеть.
Profit - профит, вычисляется как Т, но для отдельного продукта.

 А. Обычно менеджеры, которым предложена эта задача, вначале действуют так (по данным Голдратта, примерно 99 из 100, выборка около 10000):

  1. Подсчитаем профит (П) от продажи одного изделия Р: $90 - $45 = $45
  2. За неделю можно продать 100 единиц Р за: 100ед. х $45 = $4500
  3. Для Q этот П за неделю, соответственно: 50ед. х ($100 - $40) = $3000
  4. Итого, от продажи Р и Q получим за неделю П, равный $7500.
  5. Вычтем операционные расходы. Чистая прибыль (ЧП) (net profit) = $7500 - $6000 = $1500.
    Итак, ответ - $1500 чистой прибыли в неделю.

 Очень прямолинейно. И очень неправильно. Просто удивительно, насколько это частый ответ. Что должно быть первым шагом при подходе к любой системе? Нахождение узкого места (слабого звена, constraint(s)). Без этого любые подсчёты - пустое занятие. В предыдущем решении мы предполагали, что рынок - единственное "узкое место". Но, может быть, есть оно и внутри производства? В данном случае оно, определённо, есть; вполне вероятно, мы его уже заметили. Тем не менее, будем двигаться систематически (систематически не всегда означает правильно). В данном случае мы собираемся использовать числа - данные - для нахождения "узкого места". В реальной жизни мы должны осознавать, что данные, обычно, ненадёжны.
 Каждый эксперт знает, что, если надо проверить время, необходимое для выполнения некоторой операции, то лучше спросить мастера, а не инженера. Мастер, скорее всего, обманет Вас процентов на 30, но Вы точно знаете, в какую сторону. Инженер же может ввести Вас в заблуждение на 200 процентов, и Вы даже не знаете, в какую сторону. Любая информационная система, чего-то стоящая, должна проверить те немногочисленные данные, из которых была извлечена информация. Эти данные должны быть тщательно проверены. В противном случае, мы будем вынуждены проверять справедливость всех данных. Это невозможно, в чём убедились тысячи компаний; так много было вложено времени и усилий за последние 20 лет, чтобы прийти к этому выводу. Давайте не забудем об этом.

 Но в данном случае договорились, что данные верны, и мы можем продолжать. Мы хотим определить, есть ли "физическое" узкое место внутри компании.
 Могли бы быть и другие типы узких мест, политические, но их не обнаружить из данных. Для их обнаружения нам нужен научный метод поиска - методика "Результат - Причина - Результат" (установление причинно-следственных связей). Политические слабые звенья лежат за рамками информационных систем, и, таким образом, каждая информационная система должна смело предполагать их отсутствие.


 Б. Второй вариант решения, учитывающий наличие узкого места, критического ресурса.
 Для определения узкого места внутри производства просто подсчитаем нагрузки на каждый ресурс в соответствии с предполагаемым запросом рынка, и сравним их с возможностями ресурсов.

  1. Ресурс А:
    на изготовление 100 ед. Р необходимо 15 мин. х 100 ед. = 1500 мин. в неделю.
    на изготовление 50 ед. Q необходимо 10 мин. х 50 ед. = 500 мин. в неделю
  2. Итого, нагрузка на ресурс А - 2000 мин. в неделю, или меньше 40 часов - нет проблемы.
  3. Ресурс В:
    на изготовление 100 ед. Р необходимо 15 мин. х 100 ед. = 1500 мин. в неделю,
    на изготовление 50 ед. Q (2 ветки) необходимо 30 мин. х 50 ед. = 1500 мин. в неделю.
  4. Итого, нагрузка на ресурс В - 3000 мин. в неделю, или больше 40 часов.

Итак, первое узкое место - ресурс В.

 В первом решении мы этого не знали (и не искали) и, соответственно, не могли учесть.
 Для ресурсов С и D получаем нагрузки по 1750 минут в неделю - нет перегрузки ресурсов.
 Итак, перед нами проблема. Ясно, что мы не сможем полностью удовлетворить запрос рынка из-за ограничения по ресурсу В. Значит, нужно решить, какой продукт и в каком количестве мы собираемся предлагать (и, соответственно, производить). На этом этапе большинство менеджеров, не попавших в первую ловушку (это примерно 1 из ста), предлагают: "Нужно выпускать наиболее прибыльный продукт, а оставшийся резерв использовать для второго".
 Пойдём по этому пути, при этом помним, что операционные расходы фиксированы.

  • Сравнение цен показывает, что продукт Q оценивается рынком дороже.
  • Профит, полученный при продаже единицы Р, равен: $90 (продажа) - $45 (закупка по двум веткам и доп. деталь) = $45. Для продукта Q эта величина равна: $100 - $40 = $60.
  • Посмотрим на усилия, затраченные на производство Р и Q. На Р затрачено суммарно 60 минут на всех ресурсах, а на Q - только 50.

 Таким образом, видим, что более дорогой продукт можно продать с большей прибылью, затратив на его изготовление меньше времени. Отлично.
 Очень важно осознавать, что, поскольку эти три показателя в нашем случае дали результат в пользу Q, всюду в мире любая система оценки, основанная на ценовом подходе, однозначно определит Q, как наиболее прибыльный продукт.
 Попробуем и мы пойти по этому пути.

  1. За неделю можно продать 50 ед. Q. Это даст 50 х 60 = $3000
  2. При этом затрачено 1500 минут ресурса В (узкое место). На выпуск Р осталось 900 минут в неделю.
  3. За 900 минут можно выпустить 60 ед. Р. Это даст $45 х 60 = $2700
  4. Итого, мы выручим $5700.
  5. Вычтем операционные расходы и получим $5700 - $6000 = - $300
 Представляете, что будет с менеджером завода, обещавшим получить 1500 долларов прибыли в неделю (решение А), а получившим 300 убытка?

Мы можем игнорировать узкие места, они не забудут о нас.

 Но подождём отчаиваться. Приведённое решение тоже не вполне из мира "добавленной стоимости" (Throughput world). Недостаточно только пользоваться термином "узкое место". Нужно ещё и убрать блоки мышления "ценового мира". Как можно было заметить, мы занимались подсчётом прибыльности продукта.

В мире Добавленной стоимости (Throughput World) смысл имеет только прибыльность компании в целом.

 В. Правильное решение - Решение для компании в целом.
 Начнём всё снова. На первом фокусирующем шаге мы нашли ресурс, являющийся узким местом. На втором фокусирующем шаге мы должны определить, как максимально использовать этот ресурс. То есть, организовать потоки так, чтобы использовать критический ресурс не только всё время, но и максимально эффективно.

Помним, задача компании не загрузить рабочих работой, а зарабатывать больше денег в настоящем и будущем.

  1. Продавая Р за $90, мы 45 из них получаем за работу завода (а 45 отдаём поставщику).
  2. На выпуск 1 ед. Р ресурс В затрачивает 15 минут, то есть 1 мин. на 3 доллара конечной прибыли.
  3. Продавая Q за $100, мы получаем за работу завода $60, а $40 отдаём поставщику.
  4. Но на выпуск 1 ед. Q ресурс В тратит уже 30 минут, то есть 1 мин. на 2 доллара прибыли.
  5. Таким образом, продавая Р, мы продаём 1 минуту критического ресурса за 3 доллара конечной прибыли завода, а продавая Q - всего за 2!!
  6. Наша задача - получить максимальную результирующую прибыль. Для этого сперва продадим более дорого время В (критического ресурса), выпуская Р.
  7. Рынок готов купить 100 ед. Р. На выпуск этого количества будет затрачено 1500 минут ресурса В, прибыль составит $3/мин. х 1500 мин. = $4500.
  8. За оставшиеся, более дешёвые, 900 минут ресурс В может выпустить 900 : 30 = 30 изделий Q, что даст ещё $60 х 30ед. (или 2$/мин. х 900 мин) = $1800.
  9. Итого, прибыль составила $6300 в неделю. Вычтем $6000 оперативных расходов и получим чистую прибыль $300. Не густо, но лучше, чем -300. И главное - на неё действительно можно рассчитывать.

ИТАК, ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - это +$300 в неделю.

 Таким образом, оказалось, что оба решения, не рассматривающие систему в целом и / или игнорирующие критические ресурсы, приводят к различным, но одинаково неправильным решениям. И, что очень важно отметить, все три решения используют одни и те же данные.

 Хочу остановиться ещё на одной проблеме, затронутой в книге и связанной с результатом решения этой задачи. Поставьте себя на место продавца, работающего на комиссионных. Какой продукт Вы будете стараться продать? Правильно, более дорогой. Поэтому, на третьем фокусирующем шаге, когда мы будем организовывать работу всей компании, а не только потоки изделий для максимального использования критического ресурса, не забудем и о продавцах. Они тоже должны быть заинтересованы продавать "правильно", иначе все усилия пропадут зря.

"Скажите мне, каким образом Вы меня оцениваете, и я скажу вам, как я буду поступать. Если Вы оцениваете мои действия нелогичным образом, не жалуйтесь на моё нелогичное поведение".

 Если возникли вопросы по поводу решения - задавайте, попробую ответить или обсудим коллективно. Фокусирующие шаги уже затрагивали на старом форуме. Если будет запрос - постараюсь что-то подготовить.

С уважением, Георгий Лейбович