Обоснование необходимости создания Департамента стратегического развития
(Дон Румата Эсторский)

В будущем останется два вида
компаний – быстрые и мертвые.

Давид Вайс, глава Northern Telecom

Мир бизнеса меняется от эры индивидов,
иерархии и контроля к эре клиентов,
систем и совершенствования.

Питер Шолтес


Содержание:

1. Введение
2. Факты
3. Причины
4. Предложение
4.1. Общая формулировка
4.2. Предложение по структуре и первоочередным задачам
5. Приложения


1. Введение

 Изучение состояния компании, ее рыночных позиций и перспектив на ближайшее будущее показывает, что положение компании достаточно непростое. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие факты.


2. Факты

  1. В последние несколько лет нынешними филиалами компании в значительной мере упущены важнейшие рыночные позиции в новых секторах рынка (…).
  2. В компании низкая производительность труда (…).
  3. По размеру заработной платы компания начинает уступать как среднему рыночному уровню, так и в особенности альтернативным операторам, что приводит к оттоку квалифицированных кадров.


3. Причины

  1. Генеральная дирекция имеет устаревшую вертикальную, «шахтную» организационную структуру. Это ведет к изолированности департаментов. Практически нет «горизонтальных» проектных команд.
  2. В компании слабая система планирования и контроля исполнения планов.
  3. Явно недостаточные информационные потоки – как «по вертикали», так и в особенности «по горизонтали». Отсутствует корпоративный информационный портал.
  4. Отсутствуют современные системы мотивации, ориентированные на конечные результаты.
  5. Отсутствует система обучения руководителей современным подходам к управлению, эти подходы не используются в работе компании.
  6. В компании слабая система принятия управленческих решений. Это проявляется в медлительности согласований, в принятии промежуточных, непринципиальных решений, наличии «подвешенных» вопросов, нежелании руководителей брать на себя ответственность, в малопродуктивных селекторных совещаниях.
  7. В компании ощущается благодушие, попустительство в отношении выявленных недостатков, невыполнения заданий и планов, слабый спрос с подчиненных за плохую работу.
  8. Не организована система обмена опытом – как между филиалами компании, так и между нашей компанией и другими МРК.

 Динамика окружающей бизнес-среды компании характеризуется по меньшей мере тремя ключевыми факторами:

  • Непрерывным, ускоряющимся техническим перевооружением отрасли
  • Стремительным развитием конкурентов
  • Развитием потребителей, изменением структуры их потребностей в услугах, предоставляемых компанией

 Необходимо признать, что на сегодняшний день компания явно недостаточно учитывает эти стратегические факторы. Главная проблема компании – отсутствие механизмов улучшения работы и реагирования на изменения внешней среды. Она не является рыночно-ориентированной компанией и до сих пор остается производственно-ориентированной компанией с менталитетом монополиста. Этот менталитет «тянется» из благополучного прошлого и препятствует столь необходимым изменениям.
 Кто-то сказал: «Если вы будете делать то, что делаете, вы будете получать то, что получаете». Применительно к нам это означает: если мы не будем меняться, мы будем терять (…рыночные позиции…), подтверждать отношение к нам как к бывшему монополисту, не сумевшему выжить в конкурентной среде.
 Но долго такая ситуация сохраняться не сможет.


4. Предложение

 4.1. Общая формулировка

 Необходимость системного развития компании, улучшения внутренних процессов, «поворота» ее в сторону клиентов, рынка безусловна и очевидна. Однако в структуре генеральной дирекции нет «мотора», постоянной «движущей силы» перемен.
 Оказались невостребованными, не реализованными две важнейшие функции любой крупной компании (см. рисунок 1 и рисунок 2):

  • Организационное развитие
  • Стратегическое управление

 На мой взгляд, созрела необходимость создать в структуре компании департамент стратегического развития. Наличие таких подразделений – норма для западных и «продвинутых» российских компаний.
 Основная задача департамента – на постоянной основе инициировать, организовывать и контролировать улучшения в работе компании, нести ответственность за развитие компании.


  4.2. Предложение по структуре и первоочередным задачам

 Состав департамента: отдел организационного развития и отдел стратегического управления.

Основные задачи отдела организационного развития:

  • Организация разработки, внедрения и использования системы корпоративных стандартов (см. Приложение 1)
  • Внедрение в компании современных методов управления, в частности, Всеобщего менеджмента на основе качества (Total Quality Management, TQM), сертификации компании по стандартам менеджмента качества серии ГОСТ Р ИСО 9000-2000, технологии постоянных улучшений «Kaizen» (см. Приложение 2)
  • Организация создания корпоративного информационного портала (см. Приложение 3)
  • Разработка системы обучения высшего и среднего управленческого персонала генеральной дирекции и филиалов (чему учить, как учить, кто будет учить) (см. Приложение 4)
  • Организация работы по совершенствованию бизнес – процессов (см. Приложение 5)
  • Разработка системы бенчмаркинга (изучения опыта родственных компаний) – на уровне филиалов и на уровне МРК (см. Приложение 6)
  • Внедрение в компании принципов командной работы (см. Приложение 7)

 Основные задачи отдела стратегического управления:

  • Разработка системы планирования и контроля исполнения планов (увязка стратегии, стратегического плана и тактических планов департаментов, проектных команд и филиалов)
  • Организация разработки стратегического плана работы компании
  • Взаимодействие с внешними консультантами (постановка задач, организация совместной работы, подготовка и контроль выполнения договоров)
  • Периодические контроль выполнения и корректировка стратегического плана и тактических планов
  • Трансформация стратегического плана в систему показателей работы компании (в частности, по методике BSC Нортона и Каплана)
  • Методическое обеспечение производственного соревнования между филиалами

 Скачать приложения


Начальник отдела сводного
стратегического планирования
департамента экономики Дон Румата Эсторский