Отличительные черты компаний, удостоенных премии Деминга за последние пять лет
(автор почетный профессор Нагойского университета Шоичи Шимуцу, перевод с английского Е.П.Марковой, СМЦ "Приоритет")


Существует всеобщее представление о том, что установление премии Деминга в значительной мере повлияло на развитие управления качеством в промышленности Японии. Имеются основания полагать, что удостоенные этой чести фирмы предприняли значительные усилия в деле управления качеством, каждая - в своей области.

На таблице 1 наглядно представлены компании, классифицированные по отраслям промышленности и виду премии, которой они были отмечены в течение двух пятилетних сроков: с 1980-1984 гг. и с 1985-1989 гг. за последнее время постоянно растущее число компаний из этого числа расширили области своих интересов и некоторые из них занимаются двумя и более видами деятельности.
Компании, помеченные цифрой в круглых скобках, развивают несколько направлений своей деятельности.

Таблица 1. Перечень компаний, удостоенных премии Деминга в зависимости от отрасли производства

Отрасль промышленности

 

Виды наград

Автомобиле строение (включая производство зап. частей)

Электроника, включая производство программных средств

Производство и обработка металлов

Химическое производство, включая косметическую и пищевую индустрию

Строительство, включая внутренние отделочные работы, оборудование

Обслужива ющие отрасли, включая энергетику

Итого

Медаль за качество

0(1)

0

1

0

0

0

1

3

0

0

0

0

0

3

Премия за особые отличия в области качества (для крупных предприятий

5(6)

3(4)

4

3

4

1

20

4(2)

4(1)

2

0

2

1

13

(для среднего бизнеса)

1

1

0

0

3

0

5

4

3

1

0

0

0

8

для отделений корпораций

0

1

1

0

1

1

4

для заводов

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

Итого:

6(7)

5(4)

6

4

8

2

31

11(2)

10(1)

3

1

2

1

28

Из таблицы видно, что значительно укрупнились те компании из числа призеров, которые занимаются строительством: либо специализируются в заключении контрактов на строительство и выполнение инженерных работ; либо связаны со строительными работами на среднем этапе; либо специализируются в выполнении окончательных и отделочных работ.

Растущее число металлургических и химических производств свидетельствует о их возрождении. Становится очевидным, что отрасли, ранее уделявшие большое внимание вопросам качества, переживают второе рождение.

Также видно, что упало количество обладателей этой премии, из станко- и автомобилестроения, а также энергетического производства. В целом, на протяжении первой и второй половины восьмидесятых годов, изменений не отмечалось, но описанные ниже черты можно отнести при их ближайшем рассмотрении к пяти последним годам.

Начнем с того, что премией была отмечена компания, специализирующаяся в разработке программных средств. Это был первый такой случай. В современном, ориентированном на непрерывное получение новой информации обществе, компьютеры стали неотъемлемой частью (атрибутом) как производства, так и быта.

Не стоит упоминания тот факт, что приборы не могут работать сами, поэтому большое внимание придается программным средствам. Свидетельством больших усилий, которые предпринимают компании, разрабатывающие программные продукты с целью повышения качества своей продукции,является тот факт, что в управлении качеством заинтересованы и предприятия, производящие нештучную продукцию. В качестве первого примера такого предприятия приведем компанию, занимающуюся производством электроэнергии, те товара, которые нельзя разложить по ящикам и торговать ими по всей округе. Хотя вторая фирма разрабатывает программные средства, орудием производства в значительной мере является мозг человека (человек), а не сборочная линия.

Обращает на себя внимание и другая особенность - возможность получения этой премии иностранной компанией. Уже есть такие прецеденты. В течение целого десятилетия комитет по вручению премии Деминга ожидал участия на соискание этой награды представителей
(одиночных или коллективных) из других стран, и соответственно готовился к принятию таких заявок. В этом контексте подобный пример действительно очень важен тем, что эта компания не принадлежит к числу дочерних отделений японской головной компании. Это была американская компания по производству энергии. Она выдержала почти такую же проверку, как и японские предприятия, что создавало большие трудности для инспекторов. Но результат был вдохновляющим и позволял сделать вывод о том, что и иностранные фирмы могут успешно внедрять всеобщее управление качеством по типу японского.

Третьей примечательной чертой стало вручение премии компании, принадлежащей к индустрии развлечений и сервиса, тем самым ознаменовав постепенное расширение сферы применения управления качеством от производства до других видов деятельности. Следует отметить, что фирмы, специализирующиеся в бизнесе услуг, главным образом имеющие отношение к сфере отдыха и развлечений, в конечном счете становились соискателями этой премии. Предполагается, что последующие годы пройдут под знаком усиленной заинтересованности предприятий из индустрии услуг к получению этой награды. В связи с этим комитет, являющийся одним из инструментов в управлении качеством не только в японской промышленности, но и за пределами этой страны, обдумывает различные вопросы, касающиеся ряда аспектов присуждения премии, включая методы принятия и рассмотрения заявок, с целью их более эффективной адаптации к меняющимся условиям и поддержания ценной и почетной традиции награждения.

В четвертых, растет число компаний, получивших эту награду повторно. Имеет смысл заниматься вопросами качества только на постоянной основе. К сожалению, отмечается тенденция падения интереса к вопросам качества у фирм, однажды уже получивших эту премию. Это можно объяснить так: несмотря на постоянное стремление к улучшению качества, фирма может претендовать на повторное получение японской медали за успехи в управлении качеством лишь спустя пять лет после получения премии. Понятно, что очень немногие из них испытывают к этому стремление. Поэтому достойны всяческого уважения те компании, которые удостоившись премии Деминга для малых предприятии, позднее получили премию для крупного бизнеса, расширив область своей деятельности.

В качестве пятой отличительной характерной черты можно отметить, что престиж этой премии передался от головных корпораций к их дочерним фирмам и филиалам Эти фирмы, одна за другой, награждались премией Деминга, демонстрируя здоровое продвижение TQC на групповом уровне, служа примером для остальных.

И наконец, в дополнение ко всем особенностям, изложенным выше, мне хотелось бы остановиться на составляющих управления качеством, характерных для фирм, награжденных этой премией. Осталась неизменной приверженность премиантов считать своим приоритетным направлением внедрение системы непрерывного обеспечения качества Здесь можно отметить, что основное внимание уделялось качеству на этапе проектной (первичной) и технологической разработки и обновлению продукции, главным образом на предприятиях, ориентированных на работу по заказам. С помощью исследования вновь формирующихся запросов потребителей, направлений в деятельности подрядных организаций и планирования их будущих потребностей, эти предприятия предпринимают усилия по совершенствованию систем, способных отвечать таким рекомендациям, направлениям (предпочтениям) и запросам. Совершенно очевидно и весьма похвально, что модернизация этих систем проходила, исходя из долгосрочных планов, в отличие от годичного цикла руководства. Благодаря этим методам, семь новых инструментов качества, а также углубленный статистический анализ, проводимый с помощью компьютеров, вошли в ежедневную практику предприятий.

Но особого внимания заслуживают методы руководства, разработанные в отдельных фирмах, отвечающие их собственным наклонностям. Лишь применяя методы, подобные описанным выше, можно добиться по-настоящему впечатляющих достижений.