Роль премии Деминга в становлении японской промышленности
(автор почетный профессор Нагойского института технологии Икуро Кусаба, перевод с английского Е.П.Марковой , СМЦ "Приоритет")


Со времени вручения первой премии Деминга в 1951 году прошло сорок лет.

Этой премией предполагалось отмечать заслуги отдельных ученых, специалистов или организаций, прошедших курс обучения по применению статистических методов в промышленности и достигших выдающихся успехов в этой области, а также за особые отличия в деле распространения этих методов. Премии вручались после тщательного отбора кандидатур вне зависимости от того, была ли эта организация или частное лицо. Так, за истекшие сорок лет 53 человека были удостоены персональных премий Деминга, а 126 кампаний и 13 подразделений, входящих в состав 12-ти корпораций, также были отмечены этой наградой, каждая в своей категории.

Поначалу складывается впечатление, что данной награды удостаивались исключительно авторы научных статей или трактатов. Однако, в действительности, она вручалась не им, а кампаниям, сотрудники которых добились превосходных результатов в области изучения, применения и распространения статистических методов, включая управление качеством на каждом конкретном производстве. Доказательством тому стала церемония вручения первой премии Деминга, проходившая в торгово-промышленной палате в г Осака 22 сентября 1951 г., во время которой отдельные специалисты награждались персональной премией, - в отличие от премии, которой удостаивались компании, с тем, чтобы более четко разграничить эти награды.

В 1957 г в разряде организаций была установлена премия для малых предприятий. Позднее, в 1965 г их круг был расширен за счет премии для отдельных подразделений на предприятиях и в фирмах, что открывало большие возможности перед еще доселе неизвестными компаниями, которые ранее не получали этой премии. После этого, в 1970 г, кроме существующей тогда системы переэкзаменовки предприятий, была установлена награда (медаль) за успехи в области управления качеством для тех предприятий Японии, которые пятью годами раньше уже удостаивались премии Деминга, рассмотрением кандидатур для вновь учрежденной премии занимался комитет по присуждению премии. Два года спустя, в 1972 г. была принята система награждения для отдельного учреждения или здания, размещающего фирму. Вслед за этим, в 1984 г. было принято решение о придании этой премии международного статуса, что потребовало внесения соответствующих изменений в устав и позволило корпорациям в других странах при их желании включиться в борьбу за эту награду. В результате такого нововведения, американская кампания по производству энергии в 1989 г первая из неяпонских предприятий была удостоена премии Деминга. Этот пример явился огромным стимулом для других кампаний, как в самой Японии, так и за ее пределами.

Самое большое значение при выявлении фирмы-победителя придавалось экзамену, сдавший экзамен побеждал, остальные оставались позади.Разумеется,претендующие на эту премию фирмы, прилагают все усилия для ее получения. Однако порой отмечались случаи негативных приемов такой борьбы, когда фирма, не достигшая успехов в области управления качеством и не внедрившая у себя управление качеством как таковое, предпринимала попытку активизировать свои усилия в этом плане лишь за счет "декоративных" мероприятий, направленных иключительно на получение премии. С тем, чтобы оградить себя от таких шарлатанов, имитирующих активную деятельность в этом направлении, ставя своей задачей лишь заполучение этой награды, комитетом проводится тщательная проверка состояния предприятия по десяти пунктам, включающим:

  1. политику в данной области,
  2. руководство и управление,
  3. обучение персонала и распространение знаний,
  4. получение, распространение и использование данных по управлению качеством,
  5. анализ информации,
  6. стандартизацию,
  7. контроль,
  8. обеспечение качества,
  9. результаты,
  10. долгосрочное планирование.

По окончании всей этой проверки становятся совершенно очевидными намерения претендента, его реальные усилия в области управления качеством, а также то, что они еще должны сделать,если их настоящей целью является получение премии. В ходе такой проверки изучается действительное положение дел в фирме в области управления качеством, не только исходя из имеющихся документов и со слов ее представителей, но также в ходе более широкого исследования. Проверка включает в себя непосредственно обследование рабочих мест, а также беседы с рабочими, служащими и руководством.
Следует иметь ввиду, что главная цель этих проверок стремление выявить не отрицательные, а положительные стороны фирмы и помочь ей избавиться от недостатков. Если какая-либо фирма не смогла выдержать такую проверку, то это вовсе не является основанием обрекать ее на неуспех, поскольку на любое явление можно посмотреть с двух сторон. А имея такую решимость, и должным образом организуя управление качеством, компания может улучшить свою работу до уровня, который необходим для получения награды. Премия Деминга нацелена на совершенствование производства вне зависимости от вида предприятия и его конечной продукции.

Такая идейная направленность награды позволила ей оставить значительный след в развитии истории управления качеством.
Первоначально статистические методы применялись только в производстве, где практика анализировать данные на основе распределения фактов постепенно проникла в сознание каждого рабочего. Но даже самое глубокое владение математическими методами не находит широкого применения до тех пор, пока оно не будет увязано с конкретными методами, пока служащий не привыкнет думать логически. Блистательные математики из ряда стран успешно создают предпосылки для изучения статистических методов, но ни в одной из этих стран, за исключением Японии, статистические методы управления качеством не нашли такого эффективного применения в целях управления качеством. Причина тому кроется в том, что при соискании премии Деминга обязательным требованием среди прочих жестких ограничений является внедрение статистических методов анализа данных (см. пункт 5 программы проверки), и обучение персонала тех фирм, на которых была освоена необходимая технология.
С помощью статистического анализа данных можно, выявить причины недостатков, затем остается лишь решить задачу базирующихся на нем контрдействий и/или обеспечения взаимодействия с другими подразделениями предприятия. Для более углубленных действий в области обеспечения качества, достигаемых с помощью подобного рода организационных мер, усовершенствованию подлежит политика предприятия, его руководство, система разграничения обязанностей (полномочий) и ответственности, деятельность в области стандартизации, в том числе упорядочение информационных потоков.
На многих предприятиях корпоративная структура улучшается за счет кропотливой работы, с целью подготовки к прохождению проверки для соискателей премии, включающей анализ процессов и реальных достижений. Таким образом, управление качеством на предприятиях Японии приняло форму уникального явления, охватывающего все уровни производства.
Предприятия, однажды удостоенные премии Деминга, ее получение ставят наравне с введением всеобъемлющего управления качеством и в последующем придают этому даже большее значение. Получение премии позволяет компаниям увязывать стремления и работу сотрудников усилить корпоративную структуру и улучшить качество своей продукции и услуг, что, в свою очередь, отражается на размерах прибыли. Руководители предприятий-соискателей склонны и в будущем обращать большее внимание своих коллег в дочерних фирмах и филиалах на вопросы качества на всех уровнях производства и поощряют их стремления в соискании премии, понимая будущую выгоду. Это явилось мощным фактором модернизации японской промышленности в целом.

Отдельные специалисты кампаний, которые решают задачи управления качеством и достигают результатов за счет научного подхода, не только содействуют процветанию своей фирмы, но и заинтересованы в своей работе, получая удовлетворение от того, что их личные возможности при этом расширяются. Такие сотрудники также способствуют росту рынка услуг лучшего качества в условиях модернизированного производства, что ведет к повышенной комфортности жизни клиентов данной фирмы. Все упомянутые выше аспекты опровергают представление об управлении качеством, как о чисто внутреннем механизме фирмы. Из успешно используемой концепции методов руководства фирмой он перерос в своего рода культурную традицию, созданную в Японии. В этом плане ощущается насущная потребность в развитии этой традиции и ее перенесению за пределы страны. В результате такого подхода можно предпринимать меры по повышению благосостояния всего человечества.