Еще раз о том, c чего начинается образование

(автор Александр Борисович Шур, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент ААН)


Набрел на дискуссию трехлетней давности, вроде бы законченную, и все же захотелось ее продолжить. Уж больно поучителен пример. Было сказано много правильных слов, но еще больше - лишних и уводящих от сути. Так что из ее чтения трудно уловить рациональное зерно.

А поскольку эта тема (и сама по себе, и ее методические аспекты) меня и раньше занимала, решил изложить суть дела кратко и по-своему. Прошу извинить за невольные повторения.

Итак, Панаиоти Николай Николаевич (panaioty) справедливо придрался к фразе из учебника: "На самом деле Земля движется вокруг Солнца".

В чем справедливость придирки? В том, что эта фраза неверна методически. Здесь срабатывает эффект Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь". Или логика известного каламбура: "Шли два студента и дождь. Один в галошах, другой на лекцию".

Крутится ли солнце вокруг земли? Нет. Крутится ли земля вокруг солнца? Да. Но об этом ли пушкинская строка: "Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей"?

Нет, не об этом. Солнце каждый день пред нами ходит (точнее, нам это кажется) из-за вращения земли вокруг собственной оси.

А вращение ее вокруг солнца, вкупе с наклоном земной оси, объясняет совсем другую иллюзию - годичное смещение кажущейся солнечной траектории.

Короче: смена дня и ночи - от вращения земли вокруг своей оси, а смена времен года - от ее орбитального движения при наклонной оси.

Такой педантизм в оценке и различении причинно-следственных связей совершенно необходим в учебнике для начинающих. Но это педантизм, так сказать, первого уровня.

А есть еще педантизм второго уровня, включающий замену центра солнца центром масс системы, эллиптичность орбит, взаимное влияние планет, приливные явления... Такой педантизм, уместный на дальнейших этапах обучения, здесь был бы разрушителен.

Так что оба высказывания о педантизме в той дискуссии (нужен или не нужен) верны. Об этом хорошо писал А.М.Василевский: "На первых порах давай только самое необходимое". Это - из свода правил, сформулированных полководцем в молодости для себя, как руководство по методике всевобуча, в виде нескольких афоризмов.

При всей неожиданности источника, афоризмы эти куда значительнее иных фолиантов по дидактике, и я счел нужным процитировать их в презентации раздел 1.1, слайд 20.

Другие из этих правил: "не рассказ, а показ, сопровождаемый рассказом", "не накладывай трудность на трудность", "не переходи к следующей мысли, не убедившись, в усвоении предыдущей".