Социализм в одной отдельно взятой фирме
(Александр Кондратьев, 1995г., Коммерсант-Daily)


  Основанная в 1938 году южнокорейским коммерсантом Ли Бюн Чоем рисоторговая компания Samsung после второй мировой войны переориентировалась на производство промышленной продукции и экспорт. На вопрос о происхождении названия фирмы ее сотрудники отвечают просто: «Samsung по-корейски значит „три звезды". Председатель Ли-старший любил число три и любил звезды».
В 1987 году основатель фирмы скончался.-Председателем правления Samsung стал его третий сын Ли Кун Хи. На естественный вопрос о судьбе двух старших сыновей сотрудники Samsung отвечают немногословно: они не почувствовали призвания управлять крупной корпорацией. Увы, подробности перехода власти от отца к сыну практически неизвестны.

  Председателя правления Samsung Group Ли Кун Хи в Южной Корее называют просто — председатель Ли. Глава компании, занимающей 14-е место среди крупнейших концернов мира в рейтинге журнала Fortune, — один из влиятельнейших людей Юго-Восточной Азии. В июне 1993 года, после 350 часов совещаний 1800 старших менеджеров Samsung, председатель Ли объявил о коренной перестройке менеджмента (позднее пленки с записью этих совещаний были показаны каждому сотруднику компании). В феврале нынешнего года фирма Samsung пригласила в Сеул российских журналистов, чтобы те своими глазами убедились в успехе масштабных начинаний.


Больше демократии, больше социализма

Председатель Ли Кун Хи:
«Мы должны начать перестройку,
затрагивающую всех сотрудников —
начиная с менеджеров высшего звена
и кончая рабочими на конвейере».

  В 1992 году убытки группы Samsung составили $20,9 млн., 79% этих потерь приходились на долю самой высокотехнологичной части концерна — Samsung Electronics. Представители фирмы отказались комментировать эти цифры, отметив лишь, что в то время ими владело «чувство кризиса, приведшее к перестройке».
  В принятом в 1993 году основополагающем документе — Франкфуртской декларации Samsung — была сформулирована концепция «нового менеджмента». Ее составные части — приоритет качества над количеством, глобализация и интеграция. Под последними двумя терминами понимается мышление в масштабе всего земного шара и объединение частей корпорации в единое целое. Большинство компаний — лидеров технологической индустрии преодолевают трудности, дробясь на фирмы более мелкого масштаба. Samsung пошел другим путем и в последние два года провел своеобразную индустриализацию, сократив число дочерних фирм примерно вдвое.
  Но главное направление перестройки Samsung — изменение сознания каждого отдельного работника. «Каждый сотрудник Samsung должен вновь открыть для себя гуманизм и моральность и воплотить их в своем труде», — учит председатель Ли.
  Сознательность рабочих, чувство коллективизма, культурное развитие сотрудников — вот такие, весьма социалистические, идеи поставил в центр своей новой политики глава капиталистической корпорации господин Ли, чтобы победить в XXI веке, названном им веком жесточайшей конкуренции.
  На состоявшейся год назад первой встрече с журналистами из России руководители Samsung заявили, что отныне весь механизм функционирования фирмы будет приводиться в действие новым мотором — сознательным отношением ее работников к труду. Как же изменилась жизнь сотрудников компании за год?


Все для блага трудящихся

Передовой рабочий фирмы Samsung:
«Я никогда не допущу, чтобы изделие
было выпущено за пределы моего участка,
если-существует малейшая вероятность,
что оно не будет воспринято с энтузиазмом».

  На гигантском заводе группы Samsung в корейском городке Сувон работают 35 тыс. человек. В соответствии с новой идеологией председателя Ли, каждый рабочий Samsung отныне имеет право остановить конвейер, если заметит неполадку. Для этого над каждым рабочим местом на конвейере висят два шарика на ниточках: желтый и красный. Если рабочий дернет за желтый шарик, к нему подойдет мастер, чтобы помочь устранить мелкую неисправность. Если рабочий заметит крупную неполадку — он дернет за красный шарик, и конвейер будет остановлен.
  Рабочие Samsung получают фиксированную зарплату (около $1000), поэтому им оплачивается и время простоя конвейера. Прагматичные советские рабочие в таких условиях обнаруживали бы неполадки довольно часто. А в Корее — сознательность.
  Сознательное отношение рабочих к труду необходимо стимулировать ответной заботой администрации о сотрудниках. И потому на заводе к услугам трудящихся благоустроенные общежития (мужской городок находится на значительном удалении от женского), обеды за счет предприятия, кружки по интересам, бесплатный культурно-оздоровительный центр и экскурсии в выходные дни.
  99% работающих на конвейере — женщины. Их возраст — от 18 до 27 лет. Дело в том, что в 25-27 лет кореянки обычно выходят замуж и перестают работать. С этой поры их должны обеспечивать мужья. Мужчины в Сувоне работают рядом с женщинами — они в соседней пристройке склонились над компьютерами. Это инженеры, их зарплата несколько выше — $2-2,5 тыс. Оклад начальника цеха достигает $4 тыс. Многовековые традиции упорного труда дают себя знать: интенсивность работы на конвейере Samsung в несколько раз выше, чем на сборочных линиях некоторых крупнейших в мире компьютерных фирм.


Догнать и перегнать Японию

  Работу в Корее выбирают один раз в жизни. Человек, перешедший из одной фирмы в другую, всегда будет считаться чужаком и вряд ли достигнет высоких постов. Поэтому огнем решительности и героизма горят глаза 400 выпускников Сеульского университета, которых в нынешнем году отобрала группа Samsung. В учебном центре компании в Чангьо-Кване каждый новичок должен пройти месячный курс обучения и ознакомиться не только с техническими деталями своей будущей работы, но и с историей Samsung, идеями председателя Ли. Впоследствии, уже работая в фирме, каждый сотрудник должен отдавать учебе девять дней ежегодно.
  Не забыта наглядная агитация. В главном здании центра отдельный зал отведен под «красный уголок» — комнату сравнения достижений Южной Кореи и Японии. Отношения между корейским и японским народами традиционно весьма прохладны. Сегодня, через 50 лет после окончания второй мировой войны, японская культура в Корее в значительной степени находится под запретом. Лишь неделю назад посол Кореи в Японии обещал в Токио, что запреты будут сниматься — постепенно, чтобы предотвратить вторжение в Корею «некачественной японской масс-культуры». Посол заявил, что Япония должна впредь воздерживаться от оскорбления национальных чувств корейцев, и отметил, что для установления в будущем по-настоящему дружественных отношений Южная Корея должна сравняться с Японией по экономической мощи.
  Компания Samsung имеет особые причины недолюбливать Японию. В 1969 году фирма создала совместное с японским концерном Sanyo предприятие по разработке электронной продукции — нынешнюю Samsung Electronics. Через несколько лет, когда SE стала единоличной собственностью Samsung, японские электронные фирмы попытались уничтожить конкурента, в два раза снизив цены на микросхемы. Samsung Electronics выжила, резко уменьшив себестоимость микрочипов за счет снижения процента брака при их производстве. С тех пор в Samsung не очень любят Японию.


Итоги и прогнозы

  По предварительным оценкам, суммарный объем продаж Samsung в 1994 г. составил около $60 млрд — на 17% больше, чем годом ранее. Сегодня на долю этой промышленной группы приходится более 10% всего объема экспорта Южной Кореи. 307 офисов Samsung работают в 59 странах мира.
  В ближайшем будущем компания намерена еще более диверсифицироваться. Заключены соглашения с японской Nissan Motor Co. о производстве автомобилей, с французской Eurocopter о выпуске вертолетов. По информации западной прессы, Samsung уже несколько месяцев настойчиво предлагает Boeing Co. свою помощь в производстве самолетов и обдумывает возможность приобретения доли в кинопроекте, одним из организаторов которого является Стивен Спилберг.
  На прошлой неделе Samsung Electronics официально подтвердила намерение создать заводы по производству полупроводников в Европе, Азии и США. Американский пресс-секретарь концерна заявил, что Samsung планирует построить по одному заводу стоимостью $1 млрд в каждом из этих регионов, реализуя стратегию экспансии производства за пределы Южной Кореи.
  По мнению экспертов, сегодня омрачить светлое будущее Samsung может лишь разрядка напряженности на Корейском полуострове. Замирение с Северной Кореей существенно уменьшило бы поток военных заказов, щедрой рукой раздаваемых правительством крупным корпорациям Юга. Но до разрядки на полуострове, вероятно, еще очень далеко.