Обобщенная информация о пяти мировых премиях по качеству

Наименование Премия Деминга Национальная премия качества Малколма Болдриджа Европейская премия качества Японская премия качества Российская премия качества
Год учреждения 1951 1987 1992 1995 1996
Цель Дать оценку и признание организациям, разрабатывающим и применяющим методы управления качеством в масштабах компании. Повысить конкурентоспособность американских компаний через:
- совершенствование текущей деятельности;
- облегчение поиска и обмена информацией и опытом между компаниями США;
- создание инструментов для управления, планирования, оценки деятельности и обучения организации.
Создать в Европе систему, аналогичную премии Болдриджа в США и премии Деминга в Японии, которая смогла бы помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке за счет улучшения методов управления и качества деятельности. Повысить конкурентоспособность японских компаний, стимулируя внедрение современные принципов и методов управления, способствуя обмену знаниями и опытом между компаниями. Способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, поощряя российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых лидерами мировой экономики, и распространить их опыт среди отечественных предприятий.
Организатор Японский союз ученых и инженеров Национальный институт стандартов и технологии, Американское общество качества Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM) Японский центр производительности для социально-экономического развития Правительство РФ
Госстандарт РФ, ВНИИ Сертификации
Модель Модель премии Деминг Критерии Болдриджа Модель совершенствования EFQM Модель ЯПК на базе критериев Болдриджа Адаптированная модель EFQM
Число и наименование критериев (6)
1. Политика в области управления и ее реализация
2. Разработка новой продукции и инновация процессов
3. Поддержание и улучшение качества
4. Система менеджмента
5. Анализ информации и применение новых технологий
6. Развитие человеческих ресурсов
(7)
1. Лидерство
2. Стратегическое планирование
3. Ориентация на потребителя и рынок
4. Измерение, Анализ и Управление на основе знаний
5. Важность человеческих ресурсов
6. Оперативное управление
7. Бизнес-результаты
(9)
1. Лидерство
2. Политика и стратегия
3. Люди
4. Партнерство и ресурсы
5. Процессы организацией
6. Удовлетворение потребителей
7. Удовлетворение персонала
8. Влияние на общество
9. Ключевые результаты деятельности
(8)
1. Лидерство и принятие решений
2. Социальная ответственность в управлении
3. Понимание клиентов и рынка и работа с ними
4. Разработка и реализация стратегии
5. Обучение и развитие персонала
6. Процесс создания ценностей
7. Информационный менеджмент
8. Результаты работы
(9)
1. Лидирующая роль руководства
2. Политика и стратегия организации в области качества
3. Персонал
4. Партнерство и ресурсы
5. Процессы, осуществляемые организацией
6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг)
7. Удовлетворенность персона
8. Влияние организации на общество
9. Результаты работы организации
Система оценки Эффективность
Совместимость
Непрерывность
Тщательность
Подход
Внедрение
Результаты
Результаты
Подход
Внедрение
Оценка и Анализ
Подход
Внедрение
Результаты
Возможности:
- совершенство подхода
- полнота подхода
- оценка и пересмотр подхода
Результаты:
- достижения
- полнота охвата
Категория для малого бизнеса Нет с 1988 с 1997 с 1996 с 2002
Категория для некоммерческих организаций Нет с 1999 с 1996 с 2003 Нет
Бенчмаркинг Нет с 1991 с 1992 с 1996 Нет
Лауреаты Хитачи, Ниссан, Тойота, Мицубиси, Фуджи-Ксерокс, НЭК и др. Ксерокс, Моторола, Боинг, АйБиМ, Кадиллак, ФедЭкс, Риц-Карлтон Хотел и др. Сименс, Бош, Нокиа, Вольво, Йелоу Пайджес, ТНТ и др. НЭК, Рико, Фуджи-Ксерокс, АйБиМ Джапан, Пионер и др. "Нарзан", "Северсталь", "Ивтелеком", Московский технологический университет (СТАНКИН) и др.