Метод управления по целям (МВО) убивает и нас и страну

(автор Рафаэль Агуайо, перевод Рубаник Ю.Т., сайт-первоисточник demingcollaboration.com)


Что? Вы говорите. что вам необходимы целевые показатели? Что они дают вам направление?. Да, в конце концов, вся суть менеджмента в том, чтобы достигать поставленных целевых показателей. Все гуру менеджмента, или, по крайней мере, многие из них требуют, чтобы мы ставили перед собой четкие целевые показатели.

Да и почти все они не правы. Вот один пример глупости и тщетности задания целевых показателей. Извините за то, что говорю это так прямо, но время для вежливости и эвфемизмов закончилось. Наша нация движется к пропасти.


Гарантированный провал программы «Ни одного отстающего ребенка»

Не так давно (март 2011 г.) Арне Дункан министр образования в администрации президента Обамы заявил, что он ожидает что в текущем году не менее 80% школ в стране будут соответствовать требованиям Федерального правительства США в рамках программы «Ни одного отстающего ребенка». Хорошее намерение, но обреченная на неудачу попытка улучшить систему образования в США. Это программа стартовала ранее в этом десятилетии в качестве одной из основных образовательных инициативе администрации Буша. В момент начала данной программы, лишь около в 25% школ 100% учеников успешно сдавали тест на умение учеников читать. Рефлекторная управленческая реакция конечно, была бы установить следующий целевой показатель в 100% наших школ 100% студентов должны успешно сдавать тест на умение читать. А как же еще?! И, конечно, для определения степени продвижения к этой необходимо в каждом Штате создать свой стандартный тест, который должны будут сдавать все ученики во всех школах..

И как же наши школы действовали, чтобы достигнуть этого показателя? Ведь сформулировать, поставить цель - достаточно просто. В момент начала программы все понимали, что это цель не может быть достигнута за раз. Поэтому была выдвинута идея поэтапного повышения целевой планки, давая тем самым школам и школьной системе в целом возможность постепенно выйти на 100% уровень грамотности. Звучит неплохо, и многие люди купились на это.

Навык отрабатывается мало-помалу, не так ли? Начав даже с невысокго уровня целевого показателя, каждая школа может немного улучшать его каждый год и, в конце концов, достигнуть заданной цели. На словах звучит неплохо. Но на деле – это совершеннейшая чушь. Установление количественных целевых показателей, без указания путей к их достижении, не только бесполезно, но и опасно.

Если бы любая школа могла бы добиться цели 100% умения читать чтения, в каждой школе, наверное, это уже сделали это. В чем же заключался план достижения данной цели? Этот план основан на концепции метода управления по целям (МВО – Management by Objectives), т.е. системы целей, поощрений и наказаний. Те школы, которые не смогли идти в ногу с повышенным целевым показателем, установленным на текущий год, будут оценены как неудачники. Те школы, которые преуспели в достижении данного показателя будут признаны успешными, и, конечно, их директора и учителя также будут признаны успешными, вероятно их ждет более привлекательная карьера в сфере образования.

Предположим, что мы по очереди бросаем кубик и выдаем награду тем из игроков, у кого выпало бы 5 или более очков. Это была бы забавная игра! Но предположим, что мы выставили в этой игре новое требование: каждый игрок обязан выбрасывать только 5 или более очков. Для тех, кто не сможет этого сделать, мы вводим серьезные наказания. Для тех – кто сможет - награды. Такая игра не была бы более глупой и унизительной чем та, которую сегодня устроило правительство в сфере образования. Разница лишь в том, что в игре с кубиком большинство людей, с самого начала будут знать, что эта игра безнадежная, глупая и целиком основана на случайности. В случае же с программой «Ни одного отстающего ребенка» даже умные люди оказались вовлеченными в фарс.

 

Гарантированные пути к достижению Целей

Существует способ, что школы могут избежать попадания в категорию неудачников, по мере того, как из года в год повышаются целевой уровень грамотности. Государство может изменить определение уровня грамотности просто изменив тест, при помощи которого ее оценивают. И именно это и происходит. Умный шестилеток и тот мог бы сказать вам, что изменение теста не оказывает влияния на то, что имеет место в действительности. Но, как видим, наши политики, некоторые руководители и большое количество людей в этом разобраться не могут. В результате головоломка, которую представляет программа «Ни одного отстающего ребенка» и другие подобные ей государственные программы продолжаются. Мало того, что мы испытываем хронические трудности в правильном воспитании наших детей. Но, в результате наших учителей и школьных администраторов постоянно отвлекают от их главного дела - обучения и воспитания.

Для достижения целей, поставленных в программе «Ни одного отстающего ребенка», учителя и администраторы могут прибегнуть к нескольким трюкам.

  • Нацелить образовательный процесс на умение успешно сдавать тесты;
  • Все внимание сконцентрировать на выполнение тех же упражнений, которые предстоят выполнять в ходе сдачи тестов;
  • Переводить или отчислять из школ учеников, которые могут не справится с тестами;
  • Подсовывать ученикам правильные ответы;
  • Дать им возможность списывать и т.п,

С подобными «методами» достижения целевых показателей приходится сталкиваться постоянно. Не нужно в этом винить учителей и администраторов, они просто делают свою работу в соответствии с руководящими принципами, установленными Конгрессом и президентом. Между тем у учителей меньше остается времени для того, чтобы понять своих учеников и лучше подготовиться к занятиям. Между тем никакой серьезной работы не делается, чтобы понять корни проблем нашей нынешней системы образования и не ведется работа по их решению. Внутри программы «Ни одного отстающего ребенка» не предусмотрен диалог, не ведется никаких исследований, не генерируется никаких идей, которые бы могли привести к улучшениям.

Произвольные количественные целевые показатели не только не работают сами по себе, но они мешают усилиям тех, кто может улучшить систему, и в конечном итоге только ухудшают ситуацию.

Может стоило бы подобрать лучшее слово для произвольные числовых целей? Как насчет того, чтобы называть их «хотелками»? Или «желаниям»? Дзинь, дзинь, моя небесная звездочка, мой ангел - я хочу загадать тебе желание! Проповедники метода МВО говорят много слов, , но эти слова никому и в ни в чем не помогают, а только ухудшают ситуацию.

Вообще, могут ли количественные целевые показатели быть для чего то полезны? Да. Например, личные целевые показатели, могут помогать человеку выбрать и держаться определенного направления. Если регулярно оценивать свое состояние относительно принятых целевых показателей, то они могут подвигнуть вас на действия, которые соответствуют избранному вами направлению. Но любой, кто использовал количественные показатели для планирования своей жизни, знает, что даже на этом уровне они постоянно терпят неуспех. Ваши обещания и пожелания , сделанные под Новый Год, с самыми лучшими намерениями, как правило будут забыты еще до конца января.

Люди нанимают личных тренеров, советников, психотерапевтов и пр., чтобы они помогали им достигать их личные цели. И, все же,, они по-прежнему терпят неудачу. Изменения на личном уровне могут потребовать от вас пристального изучения вашей системы убеждений, ваших привычки, всего того, что действительно важно для вас. Изменения могут потребовать таких изменений вашей жизни, которые кажутся не связанными напрямую с интересующим вас целевым показателем. Если вы хотите восстановить физическую форму, то вам, возможно, понадобиться начать ходить в тренажерный зал или в велосипедную секцию. Возможно, придется изменить привычный режим сна, выбросить телевизор или предпринять какие то другие существенные шаги. Вам придется найти новые источники знания, вы должны будете более глубоко разобраться в самом себе и в чем то существенно измениться. Но, даже с учетом всех этих изменений вы не можете быть уверены в достижении поставленных перед собой количественных целях.

 

Цели в вашей жизни

С наиболее эффективным способом работы с личными целями (Smart* Outcomes Method) познакомился на семинаре по нейролингвистическому программированию (НЛП). Здесь важно подчеркнуть отличие Результатов (Outcomes) отличаются от Целей (Goal, Objectives). Например, вы можете поставить перед собой Цель потерять 9 кг веса. Но если вы остановитесь только на формулировке этой Цели, то она останется только благим пожеланием. Чтобы продвинуться к этой цели, вам придется сделать еще кое-что.

Умные, правильные результаты должны соответствовать пяти критериям- требованиям.

1. Они должны быть в сфере вашего контроля – т.е. их достижение зависит лишь от вас;

2. Они должны быть сформулированы в позитивном ключе, т.е. как то, к чему хочется стремиться ( а не как то, от чего хочется избавиться)

3. Они должны быть связаны с контекстом: важной для вас жизненной ситуацией, обстоятельствами;

4. Они должны быть измеримы в том смысле, что у вас должен быть способ определения продвигаетесь вы к данному желаемому результату или нет;

5. Они должны быть экологичными – совместимы с вашей природой.

Давайте посмотрим на то, что означают указанные требования в случае высказанного желания потерять 9 кг веса.

Быть в зоне вашего контроля: Очевидно, вы не можете скомандовать телу: понизить вес на 9 кг - это не в ваших силах. Но, в зоне вашего контроля находятся определенные действия, которые могут способствовать потере веса. Вы можете начать вести более здоровый образ жизни, но это определение все еще носит слишком общий характер. Более конкретной формулировкой Цели могла бы быть "Я изменю свой завтрак от нынешнего, содержащего большое количество углеводов, на содержащий с некоторое количество белка и фруктов."

Вы также вполне могли бы постепенно внести аналогичные изменения во всех свои приемы пищи. В ваших силах также принять и реализовать решение об увеличении количества и интенсивности физических упражнений, совершать прогулки, пробежки или заниматься йогой три раза в неделю. Все это в ваших силах, по крайней мере в теории.

Изложено в положительном ключе. Можно сказать: «я не буду есть мой нынешний высококалорийный, богатый углеводами завтрак», но это будет соответствовать негативной формулировке желательного результата. Формулировка: «Я буду есть вкусный завтрак с высоким содержанием белка, низким содержанием углеводов…» , и любые другие характеристики вашего завтрака, которые вы рассматриваете как изменения в лучшую сторону.

Пункт 3 говорит о связи результата с контекстом. В рассматриваемом примере речь идет о вашей личной жизни, и ясно, что контекст составляет ваше стремление к здоровью и поддержанию оптимального веса. Многие желаемые нами результаты возникают в различных контекстах, т.е. относятся к различным ситуациям, обстоятельствам вашей жизни: в связи с вашей работой, в связи с вашими отношениями с друзьями, членами семьи и т.д. . Старайтесь четко определить в связи с какими обстоятельствам, в каком контексте вы стремитесь к достижению данного результата.

Пункт 4 касается измеримости результата. Как вы узнаете, удается ли вам продвинуться желаемому результату или нет? В случае со здоровым завтраком вы можете завести контрольный листок, в котором будете ставить галочку каждый раз, когда вам удается съесть «правильный» завтрак – этого может оказаться вполне достаточно. Взглянув на этот листок, вы с одного взгляда поймете, насколько вы продвинулись к желаемому результату.

Пункт 5, однако, указывает на настоящую пружину в достижении задуманного вами. Ваш умный результат должен быть «экологическим» в том смысле, что он должен соответствовать вашей природе, натуре, тому, кем вы являетесь. Он должен быть хорош конкретно для вас. Но кто определит, что хорошо для вас, это что нет? Точно, что это не ваш «сознательный» ум. Или, как его еще называют, «рациональный» ум. Что хорошо, а что плохо для вас скажут многие другие части, компоненты вашего организма, многие из которых вы даже не осознаете. Мы часто используем сокращение для обозначения всех этих известных и неизвестных компонентов нашего организма как «подсознание». В противовес тому, на чем базируются многие направления академической мысли (например, экономической науки), люди не являются бесплотными существами с крошечной головкой, способной принимать решения, основываясь на одном единственном критерии. Например, только на основе цены. Люди не являются рациональными в этом упрощенном смысле, но есть великая мудрость в, том, что мы проживаем нашу жизнь таким, казалось бы, иррациональным образом. Биологи могли бы сказать, что на самом деле, человеческий ум и тело спроектированы таким образом, чтобы сделать возможным наше выживание, или, возможно, даже оптимизировать наше выживание.

Если какая-то наша часть, какая-то компонента нашего организма «не согласна» со сформулированным вашим рацио «умным» результатом, не говоря уже о поставленной перед вами количественной цели, вы не сможете его добиться.

Но это не означает, обнаружив такое несогласие, вы должны сразу сдаться. Вам нужно исследовать, в чем собственно заключаются возражения. Возможно, что привычный вам стиль завтрак связан с сильными культурными, семейными или личностными установками. Или те виды белковой пищи, которые возникают в вашем воображении, когда вы ставите задачу изменить свое меню, не вызывают у вас никакого аппетита. Здесь вам придется копнуть еще глубже, чтобы лучше понять себя. Черт побери, вот это работа! Вы только вдумайтесь, о какой концепции мы здесь говорим: чтобы изменить себя, вы должны лучше понять себя! Познай самого себя - эта максима так же стара, как все другое, нам известное, восходящее к духовным традициям Дельфийского храма в Древней Греции. Я подозреваю, что у этой концепции даже более древние корни.

Да, именно так: изменения и улучшения требуют гораздо большего, чем установка количественных целевых показателей. Она требует работы мысли и знаний. Если ваш «умный» результат соответствует «экологическому» требованию, то вы на правильном пути. Я сам, в своей жизни использую и количественные целевые показатели и умные результаты. Одним из таких целевых показателей является доведение моего веса до 90 кг в течение велосипедного сезона, который начинается весной и продолжается до осени. Но, на самом деле, кроме этого показателя, у меня есть план достижения этой цели, который включает как изменение моего пищевого рациона, так и график посещения велосипедной секции. В последние несколько лет я регулярно добиваюсь выполнения всего запланированного. Но даже, когда в прошлом, я не мог достигнуть своей цели, и был очень зол на себя, мне и в голову не приходило, установить для себя новую, повышенную цель, например 85 кг.

Для меня лично целевые показатели представляются полезными, когда к ним подходят разумно, как к умным результатам, когда цифра не заслоняет перспективу. Но я также знаю по опыту, что числовые целевые показатели цели могут быть как бензин, крайне неустойчивыми и взрывоопасными.

Конечно, важно продолжить этот разговор под углом приложения рассмотренных принципов к предприятиям и организациям. Как их применить в деловой сфере? Ведь легко критиковать, но гораздо труднее понять о том, как делать это правильно.

В следующей статье мы рассмотрим использование целевых показателей и заданий в бизнесе и в организационной сфере: как они могли бы быть лучше использованы и какой практики нам следует избегать любой ценой.